Ленинградский геофизик

Павлинов Владимир Яковлевич

В.Я. Павлинов
Павлинов В.Я.
13.05.1878 - 1942 
гидрограф 
полковник корпуса гидрографов 
учился в гимназии Карла Мая в 1887- 1890 гг.

Владимир родился 13 мая 1878 года в Санкт-Петербурге в семье известной своими морскими традициями. В 1887 году Владимир поступил в приготовительный класс школы К.Мая. Почти одновременно с Владимиром в школе учились его братья – Александр Яковлевич (1879–1908), Павел Яковлевич (1881—1966), Сергей Яковлевич (1882–?), Андрей Яковлевич (1884–-1925) и Николай Яковлевич (1886 – 1941) [1]. Обычно мальчики Павлиновы учились в гимназии два-три года, предшествующих поступлению в Морской Кадетский Корпус. Владимир после окончания двух классов гимназии К.Мая, следуя фамильным традициям, также поступил в Морской Корпус и в 1897 году вышел из него со званием мичмана. 
В Морском Корпусе братья Павлиновы также учились практически в одни годы. Владимир был фельдфебелем в роте у Александра и поблажек младшенькому не давал [2]. Потом была Николаевская морская академия, гидрографическое отделение которой Владимир блестяще закончил в 1902 году с вручением Золотого знака об окончании Морской Академии [3]. В 1903 году был произведен в штурманские офицеры 1-го разряда и назначен на эскадренный броненосец «Ретвизан», который очень скоро отличился в Порт-Артуре. Поврежденный с первых дней войны «Ретвизан» поставили поперек прохода с моря в Порт-Артурскую гавань и он, как плавучая батарея, отгонял японские корабли. В ночь 11 февраля 1904 года японские брандеры ринулись к входу, чтобы, затонуть на фарватере и закупорить русскую эскадру во внутренней гавани. Но меткий огонь «Ретвизана» сорвал коварную операцию. За тот бой лейтенант Павлинов был награжден орденом Св. Анны с мечами и бантом. А в 1905 году за участие в знаменитом бое в Желтом море, когда «Ретвизан» вместе с другими кораблями эскадры попытался прорвать японскую блокаду, штурман броненосца лейтенант Павлинов был отмечен орденом Св. Станислава II степени. В 1908 году был зачислен в береговой состав флота. С 1910 г. служил в компасном отделе Главного гидрографического управления, в 1916 г. занимал должность помощника по магнитным компасам заведующего компасным делом во флоте, которым в то время был известный специалист компасного дела генерал-лейтенант корпуса гидрографов Н.Н. Оглоблинский. В этой должности полковник В.Я. Павлинов оставался вплоть до 1923 года (редчайший случай!). 
Результатом работы Владимира Яковлевича в Корпусе гидрографов стала книга «Влияние токов на магнитный компас на подводной лодке и его уничтожение» (Пг., 1917).    
Бахурин И.М., Вейнберг П.Б., Павлинов В.Я. Курс магнитной разведки. 1933 г.
   Дальнейший рассказ о судьбе В.Я. Павлинова целиком заимствован из книги Н.А. Черкашина [2]. «В советское время Владимир Яковлевич преподавал в Морской академии - аттестация была менее витиеватой, но весьма впечатляющей: "Тов. В.Я.Павлинов ценный знаток своего дела, преданный ему с любовью. Необходимый сотрудник Академии…
 
     …Единственный высокой квалификации специалист по магнитным компасам в Республике. Огромный стаж в своей специальности. В высшей степени энергичен, известный своими трудами не только в нашей Республике, но и за границей. Отлично ведет свое дело, двигая его путем все новых и новых изобретений и усовершенствований - вперед". В конце двадцатых годов Владимир Павлинов потерпит сокрушительное фиаско в научной дискуссии о развитии компасного дела. Верный своему давнему и доброму коньку - магнитным компасам, он не сможет или не захочет оценить те преимущества, которые дает гироскопический принцип (особенно в подводном плавании). Его оппонент, бывший штурман эскадренного броненосца "Орел", сопоходник младшего брата Сергея в Цусиму Николай Сакеллари разнесет в пух и прах его возражения, и посрамленный Павлинов с репутацией ретрограда надолго уйдет в тень. Потом будет арест. Освобождение. И прозябание в безвестности. Тяжким горем падет на него смерть первой жены - Ольги Гавриловны Ланской, женщины из пушкинского рода. Она умерла от гриппа-испанки, свирепствовавшего в годы Гражданской войны. Второй его женой стала некто Гвоздева. Детей от нее тоже не было. Владимир Яковлевич страшно переживал: «Нет детей, нет стрелы, пущенной в будущее!»
    
  После блокады Гвоздева переехала в Москву и работала в Академии Наук СССР. А самому Владимиру Яковлевичу пережить войну не довелось: умер от голода в самую жестокую пору блокады - зимой 1942 года. Где погребен, неизвестно, скорее всего - на Пискаревском кладбище…» 
  
Источники: 
1. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005. 
2. Черкашин  Николай Андреевич Балтийский эскорт. Кн.9. Полёт над морем «майского жука. "Совершенно секретно" М., 2010  
3. РГА ВМФ, ф. 406, оп 9, дело 3056 

Выпуск Временного Штурманского офицерского класса, март 1917 г. Гельсингфорс, транспорт «Митава»
Выпуск Временного Штурманского офицерского класса, март 1917 г. Гельсингфорс, транспорт «Митава»
Слева направо:
нижний ряд –четвертый – П.А. Домогаров, шестой – М.В. Викторов, седьмой – Ю.В. Шельтинга
второй ряд: - пятый – зав. компасной частью ГГУ – В.Я. Павлинов, шестой – заведующий Классом Н.Н.Матусевич
третий ряд: - пятый – А.И. Берг, шестой – А.П. Белобров, восьмой – А.И. Соколов

Нашел в электронном виде книжку-брошюру (не знаю точно) которая называется "Штурманский офицерский класс ВМФ России. История создания и развития" - издание Высших специальных офицерских классов ВМФ, СПб, 2004 г. Думаю для внутреннего пользования. Фото размещено на странице 16.
Вот что сказано об офицерах на фотографии:
Занятия с 31 офицером третьего военного набора штурманского класса велись с 1 декабря 1916 г до начала марта 1917 г. Их проводили на транспорте «Митава» Н.Н Матусевич и В.А. Любимов – по астрономии; Н.Н. Струйский и В.Я. Павлинов – по девиации; Ю.Ю. Кимбар – по электротехнике и минному оружию; Д.П. Руденский – по навигации и лоции; Б.И. Кудревич – по гирокомпасу Сперри; Н.Н. Зубов ( Зубов Николай Николаевич (1885-1960)) – по тактической навигации.

В последние дни февраля 1917 г. в связи с революционными событиями занятия в Классе по распоряжению командующего флотом были прерваны. Экзаменационная комиссия в составе 25 флотских специалистов в течение марта провела выпускные экзамены. Выпускники Класса были назначены на штатные вакансии штурманов или остались на прежних должностях. В дальнейшем циркуляром Главного Морского штаба все бывшие слушатели Штурманского класса были зачислены по экзамену в штурманские офицеры 2-го разряда.
Информация взята с сайта. Ее разместил на сайте Николай Павлинов.